МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
298228, Республика Крым, Ленинский район, с. Октябрьское,
Киевская ул., д. 1
+7 (978) 780-30-88, +7(36557) 46-4-17
lenino_oktyabrskaya@crimeaedu.ru
Как помочь маленькому ученику поскорее привыкнуть к школе?
Адаптация ребенка к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к новым условиям жизни. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему. До школы большинство детей посещали детский сад, где каждый день был наполнен играми и игровыми занятиями, прогулками, а дневной сон и неспешный режим дня не давали малышам уставать. И «хочу иду в садик, не хочу –не иду» (если есть возможность посидеть дома с бабушками). В школе всё иначе: новые люди, дети, требования, интенсивный режим, необходимость всё успевать и постоянно присутствовать, напрягать все органы восприятия и анализировать полученную информацию, запоминать большой объём новой информации.
Как справиться со всем этим маленькому человечку? Для этого нужны понимание, знания и терпение родителей.
Принято считать, что адаптация первоклассника (привыкание к школе) длится от первых 10-15 дней до нескольких месяцев. У всех детей происходит все по-разному, с разной скоростью. На это влияют многие факторы, какие как специфика школы, характер ребёнка и его уровень подготовленности к школе, объём загруженности и уровень сложности учебного процесса и другие. И здесь не обойтись без помощи учителя, родителей и бабушек с дедушками.
В чем же заключаются трудности? Приход в первый класс – один из самый важных и сложных периодов в жизни ребёнка. Поступление в школу часто является причиной эмоционально-стрессовой ситуации, потому как ребёнок в связи со сменой обстановки вынужден изменить своё обычное поведение, благодаря чему увеличивается его психоэмоциональная нагрузка. Соответствие всем правилам школьного режима кажется невозможным, ведь первокласснику сложно управлять своими эмоциями и регулировать свои желания. Теперь самым важным становится результат: старательно учиться, получать высокие оценки. Вот поэтому и наступает кризис, а вместе с ним и первые обиды и разочарования. И учителей, и родителей подстерегают первые трудности, а именно:
– неуспеваемость,
– нежелание что-то делать,
– негативизм,
– демонстративность,
– лень.
Этапы адаптации первоклассника к школе.
Первый этап: ребёнок впервые приходит в школу.
Этот этап обычно начинается с апреля-мая, когда родители приводят малыша на подготовительные занятия в школу. Этот этап очень важен для дальнейшей более благополучной адаптации реьенка к школе, потому что во время посещения подготовительных занятий происходит психологическая настройка ребенка к школьным занятиям. На подготовительных занятиях педагоги
Второй этап: ребёнок адаптируется непосредственно в школе.
Этот этап длится полгода с момента первого звонка. Здесь педагоги обычно:
Третий этап: учитель или психолог работает со школьниками, у которых замечены признаки дезадаптации. Этот этап прорабатывается во втором семестре первого класса с целью выявления и устранения проблем учебного процесса, возникающих в связи со сложностью общения отдельных детей и другими школьными трудностями.
Работа происходит в направлениях:
Домашние обязательные условия для успешного обучения ребенка.
Тишина. Для ребенка важно, чтобы родители создали для него максимально благоприятные условия в семье, обеспечили ему рабочую обстановку во время выполнения им домашних заданий (это выключенный телевизор, никаких посторонних раздражителей –звуков музыки или громких разговоров родителей, и игрушек, отвлекающих внимание).
Игрушки теперь нужно убирать в коробку и доставать только во время, отведенное для отдыха. На рабочем столе ребенка игрушек не должно быть, что бы они не отвлекали внимание и не мешали сосредоточиться ребенку.
Гигиена помещения. В доме должно быть чисто , свежо, проветрено, что бы не было недостатка кислорода для работы мозга.Так же слишком душная обстановка снижает работоспособность.
Рабочее место. Важно, чтобы у ребенка был свой уголок, где будут находиться его учебники и тетради, карандаши, личные вещи, рабочее место (стол и стул).
Режим дня. Позаботьтесь о чётком, грамотно продуманном режиме дня первоклассника. Режим-это основа здоровья физического и психического.
Отдых. Не отменяйте дневной сон: так ребёнку будет легче восстановить силы. Найдите возможность не оставлять первоклассника на «продлёнке» — ведь ему так необходим отдых дома.
Смена деятельности. Не забывайте отдыхать, играть в подвижные игры на свежем воздухе, что бы снять мышечное напряжение от долгого сидения в школе на занятиях, а затем спокойные игры перед тем, как учить уроки.
Психологические моменты в успешном обучении ребенка, зависящие от родителей.
Комфорт и безопасность. Человек только тогда стремится интеллектуально развиваться и способен усваивать новые знания, когда он сыт, выспался, находится в безопасности – это значит, что у него есть где жить, что покушать, ему комфортно (тепло, не жарко, удобная одежда и мебель, ничего не болит), и он чувствует, что родители его любят, родители не скандалят ни с кем при ребенке. Так же важно, что бы малыш знал, кто его проводит в школу и встретит после школы в определенное время – это для малыша безопасность пути и уверенность, что он нужен и про него не забудут. Дети очень расстраиваются, когда их опаздывают забирать (встречать) из школы.
Отношения в школе. Так же, для ребенка еще важно, что бы у него сложились взаимоотношения с учителем и одноклассниками, поэтому научите ребёнка правилам общения с одноклассниками и правилам поведения со старшими, научите соблюдать субординацию с учителем. Объясните, как важно быть вежливым, внимательным к сверстникам — и общение в школе будет только в радость.
Поддержка близких. Внимательно выслушивайте ребёнка и вникайте во все проблемы, о которых он вам говорит. Не высмеивайте его, не унижайте, не приводите в пример тех детей, у которых получается лучше справляться с обучением в школе. Это приведёт только к замкнутости, скрытности, раздражению, нежеланию рассказывать родителям о своих волнениях.
Чаще хвалите ребёнка, поддерживайте его. Радость даже самому незначительному успеху сделает первоклассника увереннее в своих силах.
Частая критика окажет негативное влияние: ученик может поверить в то, что он неудачник. Ребёнок должен понять, что преимущество в индивидуальности, ведь у каждого свои таланты и способности. Критика должна быть конструктивной, то есть, если вы критикуете, то расскажите как сделать лучше, покажите сами, что это возможно сделать.
Помогите ему, если он с чем-то не справляется, научите и покажите, как правильно, но никогда не выполняйте всё за него.
Пусть учится работать самостоятельно – иначе не научится никогда. Предоставьте первокласснику самостоятельность в организации собственной учебной деятельности.
Контролируйте целесообразно. Поощряйте ученика за разные успехи — не только за учебные. Стимулируйте его к достижению поставленных целей.
Учитывайте характер и темперамент ребёнка — только индивидуальный подход. Понаблюдайте, что у него лучше и быстрее получается, а где следует оказать помощь, подсказать.
Здоровье первоклассника.
В период адаптации к школе организм ребёнка подвергается стрессу. Медицинская статистика свидетельствует, что среди первоклассников всегда есть дети, которые худеют, едва проучившись І четверть, у части детей замечается низкое артериальное давление, а у части – высокое. Головные боли, капризы, невротические состояния – не полный перечень проблем физиологического характера, которые могут произойти с вашим ребёнком.
Прежде чем упрекнуть ребёнка в том, что он ленится и отлынивает от выполнения учебных обязанностей, вспомните, какие у него проблемы со здоровьем. Ничего сложного – просто будьте внимательны к своему малышу.
Что посоветовать родителям первоклассника с физиологической точки зрения?
Социальный аспект подготовки ребенка к школе.
Дети, не посещавшие детского сада, могут столкнуться с проблемой общения с одноклассниками. В детском саду ребёнок проходит процесс социализации, где он приобретает коммуникативные навыки и способы построения отношения в коллективе. В школе учитель не всегда уделяет этому внимание. Именно поэтому ваш ребенок снова будет нуждаться в помощи родителей.
Будьте внимательны к сообщениям ребёнка о его взаимоотношениях с одноклассниками. Попытайтесь помочь добрым советом, поищите ответ в психолого-педагогической литературе. Старайтесь подсказать ему, как преодолеть конфликтную ситуацию. Поддерживайте контакт с учителем и родителями тех детей, с которыми у вашего малыша сложились отношения. Сообщайте учителю о тревожных ситуациях. Помните о том, как важно защитить собственного ребёнка, а также научить его самого преодолевать препятствия.
Учите ребёнка быть личностью: иметь собственное мнение, доказывать его, но быть толерантным к мнениям других.
Любви Вам, терпения и мудрости